Юрий Маркович Нагибин (1920-1994)

Известный русский писатель XX века. Ю. М. Нагибин родился в 1920 году в Москве, у Чистых прудов, в семье служащего. После окончания школы поступил в медицинский институт, но проучился там только один семестр. Уйдя из мединститута, поступил на сценарный факультет Всесоюзного института кинематографии, закончить который не удалось: началась Великая Отечественная война, и Ю. Нагибин ушел на фронт. В ноябре 1942 года был контужен, вернулся в Москву и до конца войны работал корреспондентом в газете «Труд». После окончания войны занимался журналистикой, писал рассказы и повести. Много сил Ю. Нагибин отдавал кино и телевидению: писал сценарии фильмов и телепередач. Ему принадлежат сценарии таких кинофильмов, как «Председатель», «Директор», «Красная палатка», «Чайковский» и др. Наиболее известные сборники рассказов: «Большое сердце», «Две силы», «Человек и дорога», «Чистые пруды», «Далекое и близкое», «Ранней весной», «Тьма в конце туннеля» и другие. Умер Ю. Нагибин в Москве в 1994 году.

Текст 31 Я не принадлежу к всеядным читателям, которые, словно осы на варенье, набрасываются на каждую публикацию в «толстом» литературном журнале, на каждое новое имя. У меня первое движение — отгородиться, защититься от неподготовленных, необязательных впечатлений, которые чаще всего лишь по-пустому отнимают время и душевные силы. А и того и другого осталось не так много. За прожитую жизнь скопилось немало книг, которые хочется вновь и вновь перечитывать. Мне кажется, что у определенной возрастной черты, если книги для тебя не просто заполнение досуга, не развлечение вроде телевизора, надо ставить дверь на запор и новых посетителей либо вовсе не впускать, либо — по самому строгому отбору. В одном Пушкине таятся такие глубины, что не хватит жизни добраться до дна. И все же трудно писателю решиться на это справедливое дело, ведь надо знать, что делается в литературе, и не из праздного любопытства и самолюбивого беспокойства, а ради профессиональной ориентировки: как и какими средствами отражается миг сегодняшнего бытия в искусстве, чьим материалом является слово, Где взять на все время?

И поневоле задумаешься: не лучше ли еще раз перечитать «Смерть Ивана Ильича» Л. Н.Толстого, «Жизнь Арсень-ева» И. А.Бунина, «В сторону Свана» М. Пруста, чем тешить беса любопытства новым романом модного автора или рассказами таинственного незнакомца. (По очерку «Голландия Боба ден Ойла» ) 1. Сформулируйте проблему (проблемы), поднятую (-ые) в данном тексте. 2. Сформулируйте позицию автора по каждой из найденных проблем. 3. Сформулируйте свою позицию по каждой из найденных проблем. 4. Запишите названия произведений (и имена их авторов), которые можно использовать в качестве аргументов для подтверждения своей позиции по каждой из найденных проблем.

Текст 32 Я еще оставался в Осло, когда пришло письмо от Юхана Боргена, известного норвежского писателя. Письмо удивительно трогательное и грустное. Я всё-таки не понимал до конца, как искренен Юхан в каждом слове и как он одинок. «Я испытываю странное чувство, когда находятся люди, рассматривающие меня как лицо, имеющее какое-то значение, — признается всемирно известный писатель. — По-этому мои ответы на задаваемые вопросы бывают так бессодержательны». И он корит себя за «неуклюжесть и недостаток умственной гибкости» — это Боргенто, один из умнейших и образованнейших прозаиков века! Если б за этим была лишь преувеличенная скромность деликатной и стыдливой души!

Но все куда печальней. Ледяной ветер одиночества... Нет среды, нет единомышленников, нет веры, что твое дело кому-то еще нужно. И прошлое, которое было таким наполненным, живым, гулким, представляется сном. «Я объездил много стран, выступал с чтением своих рассказов, играл на сцене и даже читал лекции, сейчас все это кажется не бывшим или принадлежащим совсем другому человеку». Почему современники так неблагодарны, так жестоки к своим певцам? Почему торопятся воздать холодом, равнодушием или подчеркнутым пренебрежением за былое поклонение, славословия, упоенность?

Не спешите, старые песни нередко оживают и опять ширят душу и ведут в бой, в то время как новые, что пьянят сейчас, оборачиваются немотой. Будьте же, люди, добрее и терпеливей к тем, чьими сердцами вымощены дороги веков. «Я сам удалился от всего того, что называют литературными кругами. Но в действительности изоляция совершилась задолго до того, как мы покинули Осло и весь свет.

Издавна любимые мной города кажутся призрачными. И вдруг все это оживает, становится близким благодаря короткой двухчасовой беседе. Какой благостный толчок», — пишет Борген. И еще он называет нашу встречу вдохновляющей, ведь он узнал, что его читают и любят. Почему-то я рассматривал свидание с Боргеном лишь со своей точки зрения: что даст оно мне. Я заранее исключил, что и для этого человека оно может что-то значить. Но то, что получилось из этой встречи, куда больше и важнее моих бедных расчетов. (По очерку «Островитянин» ) 1. Сформулируйте проблему (проблемы), поднятую (-ые) в данном тексте.

2. Сформулируйте позицию автора по каждой из найденных проблем. 3. Сформулируйте свою позицию по каждой из найденных проблем, 4. Запишите названия произведений (и имена их авторов), которые можно использовать в качестве аргументов для цодтверждения своей позиции по каждой из найденных проблем.