Юрий Михайлович Лотман (1922-1993)

Русский литературовед, культуролог. Родился в Петрограде в 1922 году. Учился в Петришуле с 1930 по 1939 год и в Ленинградском университете. Был призван на военную службу в 1940 году. Участник Великой Отечественной войны. После окончания университета в 1950 году и до конца жизни работал в Тарту, в Эстонии; профессор Тартуского университета. Один из основоположников Тарту ско-московской семиотической школы. Член-корреспондент Британской академии наук (1977), член Норвежской академии наук (1987), академик Шведской королевской академии наук (1989) и член Эстонской академии наук.

Юрием Лотманом в конце 1980-х годов на телевидении была создана серия познавательных передач «Беседы о русской культуре». Умер в 1993 году в Тарту. Текст 30 Трудно назвать время, когда книга играла бы такую роль, как в конце XVIII — начале XIX века. Ворвавшись в жизнь ребенка в 1780-х годах, книга стала. к началу следующего столетия обязательным спутником детства, У ребенка были очень интересные книги, — конечно, прежде всего романы: ведь дети читали то, что читали женщины.

Женская библиотека, женский книжный шкаф формировали круг чтения и вкусы ребенка. Романы кружили голову: в них — героические рыцари, которые спасают красавиц, служат добродетели и никогда не склоняются перед злом. Книжные впечатления очень легко соединялись со сказкой, которую ребенок слышал от няни. Роман и сказка не противоречили друг другу. В эту же пору входит в детское чтение и другая книга — «Плутарх для детей». Плутарх — известный античный прозаик, автор «Сравнительных жизнеописаний» великих людей Древней Греции й Рима.

Самым обаятельным в глазах детей и подростков становится образ римского республиканца. В этом отношении показателен эпизод из биографии известного декабриста Никиты Муравьева. Время действия — начало XIX века. Герою рассказа — шесть лет. Маленький Никитушка, будущий декабрист, на детском вечере стоит и не танцует, и, когда мать спрашивает у него о причине, мальчик осведомляется (по-французски): «Матушка, разве Аристид и Катон танцевали?

» Мать на это ему отвечает, также по-французски: «Надо полагать, что танцовали, будучи в твоем возрасте». И только после этого Никитушка идет танцевать. Он еще не научился многому, но он уже знает, что будет героем, как древний римлянин. (По книге «Беседы о русской культуре» ) 1. Сформулируйте проблему (проблемы), поднятую (-ые) в данном тексте. 2. Сформулируйте позицию автора по каждой из найденных проблем. 3. Сформулируйте свою позицию по каждой из найденных проблем. 4. Запишите названия произведений (и имена их авторов), которые можно использовать в качестве аргументов для подтверждения своей позиции по каждой из найденных проблем.