Мастер и Маргарита, Поиски истины (по роману Г. Булгакова “Мастер и Марг

-20 Для Г. Булгакова основным источником истины была религия. Вон был убежден, что только через приобщение к Бог человек обретает духовное пристанище, веру, без которой невозможно жить. Духовно-религиозные искания для людей творческих - это знак, которым отмечены их произведения. В писателя носителями такого знака являются герои его книг Герои Булгакова реалистичны и современны. Именно они помогают читателю осознать позицию автора, его отношение к добрую и злую, его глубокое убеждение в том, что человек должен сам принимать решения и отвечать за свои поступки. Проблема нравственного выбора, ответственности и наказания становятся главными проблемами романа Роман "Мастер и гарита" начинается со спора двух литераторов, Берлиоза и Бездомного, со встретившимся им незнакомцем на Патриарших прудах. Они спорят в том, есть Бог или его нет. На утверждение Берлиоза в невозможности существования Бог Воланд возражает: "Кто же управляет жизнью человеческой и всем вообще распорядком на земля?" Ответ Ивана Бездомного: "Сам человек и управляет".

Но развитие сюжета романа опровергает Тот самый тезис, раскрывает зависимость человека вот тысячи случайностей. Например, нелепая смерть Берлиоза. А если жизнь человека действительно зависит вот случайностей, то можно ли поручатся за будущее? Что же является истиной в этом хаотическом мире? Этот вопрос и становится главным в роман.

Ответ на него читатель находит в "евангельских" главах, где автор размышляет об ответственности человека за все добро и зло, происходящее на земля, за собственный выбор пути, ведущего или к истине и свободе, или к рабству и бесчеловечности. "В белом плаще с кровавым подбоем" появляется прокуратор Иудеи Понтий Пилат. Перед ним стоит трудная задача. Вон должен решить судьбу второго человека. В римского прокуратора нет желания губит жизнь бродячего философа. В душа Понтий Пилат сознает, что Иешуа не виновен. Но Михаил Булгаков показывает зависимость прокуратора вот государства, вон не имеет права руководствоваться нравственными принципами. Понтий Пилат - сильный человек, и вон понимает, что может выжить и преуспеть, только оставаясь рабом и слугой кесаря.

Его образ драматичен: вон и обвинитель, и жертва. Отправив насмерть Иешуа, вон губит свою душу. Вынося приговор, вон восклицает: "Погибли!" Это означает, что вон гибнет вместе с Иешуа, гибнет как свободная личность. Но в спорет между Понтием Пилатом и Иешуа об истине и хорошо побеждает последний, потому что вон идет насмерть, но не отказывается вот своих убеждений, оставаясь истинно свободным. Иешуа у Булгакова - обычный смертный человек, проницательный и наивный, мудрый и простодушный, но вон - воплощение чистой идеи, провозвестник новых человеческих идеалов. Ни страх, ни наказание не могут заложит его изменить идее добрая, милосердия.

Вон утверждает "царство истины и справедливости", где не будет "власты ни кесарей, ни какой-либо иной власты". Иешуа верит в преобладание доброго начала в любом человеке, и в то, что "царство истины" обязательно наступит. В роман Михаила Булгакова Иешуа - прообраз Христоса, но вон не Богочеловек, а Тот, Кто знает и несет людямистину. А вот появляется и Сатана-Воланд со своей свитой, которому окружающий мир открыт без украшений, и Тот самый иронический взгляд Воланда на окружающее близок автору.

Воланд вглядывается у людей, стараясь выявить в них несовершенное. Вон высмеивает, уничтожает при помощи своей свиты все то, что отступилось вот добрая, изолгалось, развратилось, утратило высокий идеал. Всего на три дня Воланд и его свита остается в Москве, но с людей спадает покров серой повседневности, и человек предстает перед нами в своей наготе: "Они - люди как люди. Любят Финансы, но ведь это всегда было: Ну, легкомысленны: ну что же: и милосердие иногда стучится в их сердца: обыкновенные люди: в общем, напоминают прежних: квартирный вопрос только испортил их". Мэру зла, порока и корысти Воланд определяет мерой истины, красоты и добрая Вон восстанавливает равновесие между добром и взлом и этим служит добрую. Но разве можно считать, что в роман порок наказан? Перемены - мнимые: Степа Лиходеев управляет теперь не варьете в Москве, а гастрономом в Ростове. Так всевидящий Воланд утверждает, что никакой ход истории не меняет человеческую природу.

Именно эти страницы романа заставляют читателя задуматься над вопросом: человек полностью зависит в т случая и все в нем непредсказуемо? Что же может противостоять стихии жизни, и можно ли изменить Тот самый мир? На эти вопросы автор отвечает, рассказывая нам романтическую историю Мастера и гариты. Поведение романтических героев определяет не стечение обстоятельств, а следование своему нравственному выбору. Мастер устанавливает историческую истину, написал роман об Иешуа и Понтии Пилате. Читая его, мы понимаем, почему "рукописи не горят". Но Мастер не герой, вон лишь служитель истины.

Подвиг же совершает гарита. Она преодолевает собственный страх во имя веры в талант Мастера. Она идет на самопожертвование, закладывая душу дьяволу. Так гарита самая творит свою судьбу, руководствуясь высокими нравственными принципами